Суббота, 20-Апреля-2024, 09:53

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР, МЕДИАМИР...

ВОПРОС-ОТВЕТ
ГОРОСКОП
ВИКИПЕДИЯ
Праздники дня

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАИНФОРМАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Мы живём в мире, переполненном медиаинформацией. Она необходима для принятия политических и экономических решений, лежит в основе процессов обучения, образования и воспитания, в основе любой творческой деятельности. Разумеется, что медиаинформация, рассматриваемая изолированно, сама по себе не может произвести конкретных изменений в нашей жизни. Но она влияет на деятельность человека, а через него и на окружающий мир, становится гигантской технической, социально-экономической и культурно силой. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас всё в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке медиаинформации, её осмыслению и анализу. Поиск рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объёмов медиаинформации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств. Сегодня, когда лавинообразный поток медиаинформации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять её в полной мере, задача образования - научить ориентироваться в этом ежедневно появляющемся потоке медийной информации, мобильно осуществлять информатизацию образовательного пространства, вступить на путь новой медиаинформационной цивилизации и создать благодаря этому принципиально новые возможности для гуманизации и самореализации человека как творческого и свободного индивида. Важнейшим условием продвижения по пути информатизации является качество образования и подготовка кадров. В этом направлении изначально предстоит решить задачу подготовки квалифицированных специалистов в сфере дошкольного образования, начинающих осуществлять медиаобразовательную деятельность - приоритет­ную область культурно-педагогического развития XXI века. Как свидетельствует старейший специалист в области медиаобразования профессор В. В. Егоров, «ни одна из сфер производственной, политической, или образовательной жизни не может успешно функционировать без четко организованной и научно-обоснованной системы подготовки кадров» [цит. по 7]. К сожалению, за исключением отдельных университетов (Таганрогский, Воронежский и др.), в нашей стране медиаобразование не ведётся или ведётся кустарно, главным образом по изучению информационно-компьютерной техники и технологии. В центре и регионах не создана система институтов, в том числе повышения квалификации, курсов, школ, в которых бы разрабатывались методики и исследовались проблемы медиаобразования, без которого невозможно успешное систематическое и целенаправленное использование материалов ТВ, радио, видео, электронно-компьютерных сетей в учебно-воспитательной и просветительской деятельности педагогических работников дошкольных учреждений [7]. Мы полагаем, что именно поэтому медиаинформационный процесс дошкольного образования, предполагающий оснащение рабочих мест администрации и кабинетов персональными компьютерами, мультимедийным, интерактивным, цифровым оборудованием и другими медиатехнологиями, одним педагогическим работникам дошкольного учреждения открыл новые возможности, вторым дал стимул к освоению новой профессиональной области, а третьих, которых составило большинство, смутил и испугал [4]. Педагогам и воспитателям дошкольного образования потребовалось освоить новое техническое оборудование, изучить программное обеспечение и современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР), а также внедрить медиаинформационные методы и приёмы в процесс обучения и воспитания детей, спроектировать медиаобразовательную среду дошкольного учреждения. Для этого были нужны профессиональная подготовка, время и, разумеется, большое желание, чего у подавляющего большинства педагогов и воспитателей не оказалось в достатке. Показательными нам видятся результаты проведённого опроса педагогических работников дошкольных учреждений Чунского района Иркутской области в ноябре 2010 года. Анкетирование проводилось с целью выявления отношения педагогических работников дошкольных учреждений к медиаобразованию в целом, а также проблем, связанных с применением мультимедийных и интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. В муниципальные дошкольные учреждения были разосланы анкеты анонимного характера, состоящие из 24 вопросов [см. Анкета]
Анкета для педагогических работников дошкольных учреждений
 «Медиаобразовательная деятельность в нашем дошкольном учреждении»
1. Каков стаж Вашей педагогической деятельности?
2. Как часто Вы пользуетесь Интернетом, компьютером в повседневной жизни?
3. Какую роль играют медиаинформационные технологии (телепередачи, Интернет, компьютерные программы) в Вашей профессиональной деятельности?
4. Есть ли у Вашего дошкольного учреждения представительство в Интернете, web- портфолио педагогов и воспитателей?
5. Оцените эффективность использования медиаинформационных технологий в Вашей педагогической и воспитательной деятельности.
6. Используются ли сетевые компьютерные технологии в работе Вашего дошкольного учреждения?
7. Оцените достаточность обеспечения вашего дошкольного учреждения компьютерными, мультимедийными, интерактивными технологиями.
8. Испытываете ли Вы трудности в использовании в своей педагогической деятельности медиаинформационных и интерактивных технологий?
9. Какие меры Вы предпринимаете, чтобы справиться с этими трудностями?
10. Испытываете ли Вы такие чувства, как страх, неприятие, нежелание, растерянность, негодование, когда речь идёт об использовании медиаинформационных и интерактивных технологий в Вашей профессиональной деятельности?
11. Какие меры Вы предпринимаете, чтобы справиться с этими чувствами?
12. Хотели бы Вы получать профессиональную психологическую и методическую помощь в освоении медиаинформационными и интерактивными технологиями обучения и воспитания?
13. Как давно в Вашем дошкольном учреждении появились: компьютеры (сканеры, копировальная техника), интерактивная доска (система интерактивного голосования), мультимедийное оборудование?
14. Проходили ли Вы обучение (курсы) связанные с компьютерными технологиями?
15. Применяете ли Вы знания, умения, полученные в процессе прохождения этих курсов в своей профессиональной деятельности?
16. Что побудило Вас пройти эти курсы?
17. Укажите форму обучения, по которой Вы проходили курсы: очно, заочно, дистанционно?
18. Если Вы не проходили такие курсы, то почему?
19. Как в Вашем дошкольном учреждении относятся к педагогам и воспитателям, которые пользуются медиаинформационными технологиями в учебно-воспитательном процессе?
20. Практикуется ли в Вашей школе дистанционное обучение через Интернет? 21. Как Вы относитесь к процессу медиаобразования в дошкольных учреждениях?
22. Считаете ли Вы
необходимым обучать дошкольников медиаграмотности?
23. Считаете ли Вы, что современные медиатехнологии оказывают только негативное влияние на формирующуюся личность ребёнка?
24. Хотели бы Вы получать дополнительные знания, умения, навыки, связанные с применением мультимедийного и интерактивного оборудования в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения?

      Из общего числа педагогических работников дошкольного образования Чунского района, которое на момент анкетирования составило 230 человек, заполнили и сдали анкеты только 70 человек. Таким образом, вопросы медиаобразования оказались неактуальными для подавляющего большинства педагогов и воспитателей дошкольного образования. Анкетирование также показало, что педагоги, которые используют интерактивные и мультимедийные технологии в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, а также кто ещё не имеет опыт, но в целом позитивно относятся к инновациям в области дошкольного образования, испытывают психологические трудности, связанные с новым направлением профессиональной деятельности. Одни, осознавая свои проблемы, продемонстрировали готовность к преодолению возникшего психологического барьера самостоятельно, вторые - с помощью коллег и администрации. Третьи же, кто выразил негативное отношение к внедрению медиаинформационных технологий в учебно-воспитательный процесс ДОУ, показали непонимание своих психологических проблем, нежелание или неспособность справиться с ними. Диапазон психологических проблем педагога и воспитателя дошкольного образования, связанных с информатизацией образования, простирается от резкого неприятия медиаинформационного направления своей педагогической деятельности до боязни освоить новые технологии и осознать свою обновлённую роль и личную ответственность за их внедрение в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения.
    Таким образом, психологический барьер, не позволяющий педагогу стать полноценным участником процесса информатизации, замедляющий его развитие как профессионала и современной медиакомпетентной личности, оказался основной причиной низкой эффективности внедрения интерактивных, мультимедийных технологий и элементов медиаобразовательной деятельности в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Сообразно с этим, психологи и социологи предлагают пути преодоления психологического барьера педагога ДОУ с помощью внедрения программ повышения квалификации в области интерактивных и мультимедийных технологий обучения. На их взгляд, это будет способствовать корректировке отношения педагога к медиаобразовательному процессу, преодолению неуверенности в своей способности освоить новые технологии, повышению его медиакомпетентности, формированию его медиакультуры и как следствие развитию медийного менталитета. Однако, к сожалению, предлагаемые специалистами меры срабатывают не всегда: очень малый процент педагогов дошкольного образования, после окончания курсов повышения квалификации, становятся медиакомпетентными, и ещё меньше педагогов и воспитателей способны создавать собственные медиатексты, а также грамотно строить занятия с их использованием. Основной же, на наш взгляд фактор, мешающий педагогическому работнику дошкольного образования преодолеть психологический барьер неприятия или боязни быть вовлечённым в процесс информатизации образования, заключён в его мировоззрении, которое остаётся «доинформационным». Под мировоззрением философия понимает субъективный подход, используемый при рассмотрении окружающего мира и отражающий общий взгляд на место человека в реальной действительности. Мировоззрение члена современного медиаинформационного общества отличается от мировоззрения прежних эпох ракурсом, под которым современная личность рассматривает окружающий мир и формирует новую картину мира. Мы склонны думать, что реальным способом преодоления психологического барьера представляется решение педагогическим работником ДОУ мировоззренческих проблем на уровне собственной личности. Неразрешённость этих проблем мешает педагогическому работнику дошкольного образования качественно выполнять свои профессиональные функции, препятствуют становлению его как полноценного члена медиаинформационного общества, обладающей адекватным уровнем медиакультуры и стойким медийным менталитетом. Вряд ли в одной статье можно дать исчерпывающий анализ проблеме формирования медиаинформационного мировоззрения педагогического работника дошкольного учреждения. Можно лишь обозначить ход рассуждений на этот счёт.и, Китае, Индииучебных заведений и научно-методических центров.
      Таким образом, мы считаем целесообразным обратиться к книге «Понимание медиа: внешние расширения человека», написанной Гербертом Маршаллом Маклюэном, основателем современной теории коммуникации. Основная идея этой книги – поиск баланса между человеком и средствами коммуникации и благодаря этому достижение стабильности и гармонии в обществе. Г. М. Маклюэн пишет: «Мы вдруг обнаруживаем в себе страстное желание, чтобы вещи и люди проявляли себя во всей полноте. В этой новой установке можно найти глубокую веру – веру в высшую гармонию всего бытия. Именно в этой вере написана эта книга. Она исследует очертания наших расширенных существ в наших технологиях и ищет в каждой из них принцип понятности» [5]. Выдающийся теоретик медиа Маклюэн в своей книге называет три стадии болезни, вызванной воздействием новых технологий на человека: смятение, сопротивление и изнеможение от постоянного сопротивления. Воздействие средств коммуникации на человека и общество, согласно теории коммуникации Маклюэна, состоит в создании особой новой атмосферы жизни человека, эволюция которой претерпевает несколько стадий выздоровления. Она поначалу доводит человека до оцепенения, затем проводит через осознание ответственности за свои действия, возможность осуществления которых он получил с обретением новых технологий, и в конце концов, человек начинает работать над достижением баланса, обретением пропорций между силой технологий и своими «расширенными» ощущениями. Именно такой ход эволюции взаимоотношений человека и технологий, как считал Маклюэн, приведёт к гармонии, сформирует человека нового мировоззрения. Средствам коммуникации, которые Маклюэн называл «расширениями человека», он отводил особую роль в истории цивилизации, полагая, что на все процессы, протекающие в обществе, влияет характер средств коммуникации и степень их развития. Рассмотрим ступени преодоления педагогическими работниками дошкольного образования конфликта между собственной личностью и медиаинформационными технологиями, которые, на наш взгляд, аналогичны «стадиям выздоровления».
      Итак, стадия оцепенения педагогического работника дошкольного учреждения охватывает, когда на него оказывается административное давление в плане обязательного освоения медиатехнологий, или же это предусмотрено законодательством в сфере образования. На стадии оцепенения педагог ещё не осознал силу медиатехнологий, он боится их. Это вполне объяснимо, так как любое незнание порождает страх. Эта боязнь и непонимание не способствуют формированию у педагога дошкольного учреждения медиаинформационного мировоззрения. Тем не менее, стадия оцепенения необходима каждому человеку, так как она является стадией накопления моральных и физических сил при освоении нового вида деятельности. Г. М. Маклюэн в своей книге описывает стадию оцепенения так: « Вместе с электрической, а равно и любой другой технологией вступает в действие принцип оцепенения. Когда наша центральная нервная система становится под удар, мы вынуждены вводить её в оцепенение, иначе мы умрём. С погружением нашей нервной системы в состояние оцепенения, задачи осознания переносятся в физическую жизнь человека, вследствие чего он впервые осознаёт технологию как расширение своего физического тела» [5].
     Следующая стадия - стадия осознания педагогом своих новых возможностей и ответственности за их гуманное использование служит началом формирования нового мировоззрения – медиаинформационного. На этой стадии происходит расширение не только физических, но и интеллектуальных возможностей.
     Стадия баланса между педагогом и его «внешними расширителями» является стадией активного применения медиаинформационных технологий. Успешное проживание этой стадии зависит от уровня медиакультуры педагога, на базе которой он осуществляет учебно-воспитательный процесс, а также действует как личность, обладающая стойким медийным менталитетом.
    Опираясь на классификацию Маклюэна, сделаем выводы относительно преодоления педагогическими работниками психологического барьера, не позволяющего им эффективно действовать в медиаобразовательном пространстве дошкольного учреждения и медиасреде в целом. Во-первых, все стадии выздоровления необходимо рассматривать в комплексе. Во-вторых, на проживание каждой стадии отводится время, зависящее от типа личности и способности педагога к освоению нового вида деятельности (педагогическая мобильность). В-третьих, успешное проживание каждой стадии определяется уровнем медийной культуры и степенью сформированности медийного менталитета. В-четвёртых, равновесие и гармония между педагогом ДОУ и медиаинформационными технологиями наступает по мере возрастания медиакомпетентности педагога.
     Перейдём непосредственно к главной теме нашей статьи – формирование медиаинформационного мировоззрения педагогов дошкольного образования. Для достижения этой цели, первую очередь необходима комплексная профессиональная подготовка в области медиаинформационных технологий. Она включает в себя три этапа: 1) технический, 2) методический, 3) философско-мировоззренческий. Мы находим целесообразным подробно рассмотреть каждый из вышеназванных этапов, при этом уделив особое внимание философско-мировоззренческому этапу.
    Технический этап, или этап овладения компьютерной грамотности. На этом этапе педагог ДОУ осваивает базовые пользовательские навыки работы на компьютере, учится работать с периферийными электронными устройствами: мультимедийным проектором, сканером, интерактивной доской, поисковыми системами Интернета, осуществлять сетевое взаимодействие (сетевое партнёрство педагогических работников ДОУ), создавать web-портфолио, работать с электронными журналами и т.п.
    Методический этап связан с конкретным видом деятельности, которую осуществляет педагог дошкольного образования: музыкальные занятия, ФЭМП, ИЗО и др. Сообразно с тем, что методическое содержание учебно-воспитательного материала диктует способы его электронного представления, методический этап связан с изучением дидактических свойств ЭОР и мультимедийных систем, направлен на обучение целесообразному применению новых технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ в конкретной деятельности, с учётом эргономики и здоровьесбережения. Сюда включается подбор учебно-воспитательного материала, разработка занятий и мероприятий, упражнений и заданий, направленных на формирование медиаграмотности дошкольников, анализ и оценка качества усвоения знаний (мониторинг качества образования), представленного в электронной форме. Следует отметить, что дошкольное образование сегодня движется по пути интерактивности и разнообразия ресурсов. Интерактивные доски, мультимедийные проекторы и другие электронные образовательные ресурсы естественно вписываются в жизнь детского сада и являются самым эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и воспитания дошкольников. Обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, интерактивное и мультимедийное оборудование оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, оно не самоценно, и только в грамотно построенном взаимодействии педагога, ребенка и медиатехнологий можно достичь положительного результата. И то, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет воздействие, которое окажет на ребенка медиаобразовательный процесс.
    В программу повышения квалификации педагогов дошкольного образования в качестве обязательного компонента, наравне с техническим и методическим (предметным), входит и психолого-педагогический блок. Как правило, в содержании этого блока автор курса включает проблемные области, связанные с освоением и последующим применением новых образовательных технологий: страх, неуверенность, профессиональное выгорание, негативное отношение. Однако, мы считаем, что преодоление психологического барьера невозможно только за счёт освоения технической и методической составляющей, равно как и за счёт простого осознания педагогом / воспитателем своих психологических проблем, которое наступает в ходе освоения психолого-педагогического блока [3].
    Мы полагаем, что преодолеть свои психологические проблемы, связанные с информатизацией образования, педагогический работник дошкольного учреждения может только в активно-деятельностной форме - путём формирования медиаинформационного мировоззрения совместно с перестройкой стиля мышления в ходе становления основных философских концепций медиаинформационного общества, участником которого является сам педагог / воспитатель. На этом этапе можно выделить три основных направления, по которым должно идти формирование медиаинформационного мировоззрения педагогического работника дошкольного учреждения: · формирование медиакультуры · формирование медийного менталитета · формирование операционного стиля мышления. Охарактеризуем эти этапы.
   Итак, медиакультура личности – это совокупность её материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, исторически определённой системы их воспроизводства и функционирования в обществе, преумножение социокультурного опыта в области медиа. Медийный менталитет (медиа менталитет) включает в себя устойчивые, глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения, которые придают личности свойство уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к медиаинформации, способностью к всесторонней самореализации в ментальном и духовном пространстве. Медиакультура и медийный менталитет формируются на последних курсах высших учебных заведений и продолжают формироваться в послевузовском профессиональном образовании, а также в профессиональной деятельности [5]. Термин операционный стиль мышления был впервые введён в 1985 году академиком А. П. Ершовым, активным участником формирования национальной программы внедрения компьютеров в школу. Он поставил задачу – построить модель ученика школы эпохи информационного общества как совокупность знаний, умений и навыков, востребованных современным обществом и необходимых молодому человеку информационной эпохи. Такая модель могла бы стать ориентиром для определения целей и содержания информатизации отечественного образования. Обоснование школьного информационного образования должно было стать этапом решения этой проблемы. Прототипом будущей модели, А. П. Ершов назвал программиста: к этому времени уже была написана его статья «О человеческом и эстетическом факторах программирования», где он писал: «Программист обязан обладать способностью первоклассного математика к абстракции и логическому мышлению в сочетании с эдиссоновским талантом сооружать все, что угодно из нуля и единицы, он должен соединять в себе аккуратность бухгалтера с проницательностью разведчика, фантазию автора детективных романов с трезвой практичностью бизнесмена, а, кроме того, иметь вкус к коллективному труду, быть лояльным к организатору работ. Программист – солдат второй промышленной революции и как таковой должен обладать революционным мышлением и мужеством». Не случайно образ мышления этих специалистов, который стал актуальным именно в процессе становления информационного общества, на первых порах был назван программистским. Термин «программистский стиль мышления» отражает значительную роль программистов в формулировке и решении важнейшей социальной задачи – формировании нового поколения людей, способных активно жить в условиях нового информационного общества. Позднее, А. П. Ершов предложил заменить название программистского стиля мышления на «операционный», подчеркивая тем самым его конструктивность и умение подразделять (структурировать) описание сложного действия на составляющие его операции. Не развертывая здесь построения модели, назовем некоторые из умений и навыков, составляющих операционный стиль мышления: Умение строить информационные модели для описания объектов и систем. Умение организовать поиск информации, необходимой для компьютерного решения поставленной задачи. Дисциплина и структурирование языковых средств коммуникации. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств. Все вышеперечисленные навыки и умения, составляющие операционный стиль мышления, необходимы педагогу дошкольного образования для адекватного восприятия медийной действительности. Операционный стиль мышления способствует профессиональному и личностному росту педагогического работника в русле современных тенденций развития медиаинформационного образования. В свете вышесказанного представляется целесообразным говорить о необходимости развития качественно нового профессионального мышления, ориентированного на постоянное получение, обработку и передачу медиаинформации и направленного на оптимальное решение профессиональных задач за минимальный период времени и в условиях постоянно изменяющейся медиаинформационной технологической среды. Такое мышление не может быть ограничено узкоспециальными умениями и навыками их применения при решении профессиональных задач, оно должно представлять собой сложную, комплексную категорию, отражающую различные стороны профессиональной деятельности специалиста как личности гуманного, антропогенного, медиаинформационного общества. Подводя итог вышесказанному, мы считаем, что формирование медиаинформационного мировоззрения как глобальную задачу современного медиаинформационного общества невозможно осуществить в отрыве от активной деятельности педагога/ воспитателя ДОУ. Поэтому включение в программы курсов повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений таких разделов, как «формирование медиаграмотности детей дошкольного возраста», «философия медиаобразования и медиакультуры», «повышение медиакомпетентности педагогических работников дошкольного образования», «философско-методологические основы медиаобразования» совместно с реализацией технического и методологического этапов будут способствовать корректировке отношения педагогов ДОУ к медиаинформационным технологиям, позволят ему преодолеть психологические барьер неприятия и страха, сделают его активным членом медиаинформационного общества, способного осуществлять целенаправленный эффективный медиаобразовательный процесс.
 
Список литературы
 
1. Громова, О. Информационная культура школьников: проблемы и поиск решений [Текст] / О. Громова // Народное Образование. – 2010. № 6. С.199 – 206
2. Гура, В. В. Принципы создания компьютеризированной культурно- образовательной среды вуза [Текст] : учебное пособие / В. В. Гура // Проблемы образования студентов гуманитарных вузов в свете развития современных информационных технологий. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2001.
3. Донина, И. А. Формирование готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников [Текст ]: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ И. А. Донина.- Новгород, 1999.- 23 С.
 4. Корчажкина, О. М., Учитель-предметник в потоке информатизации [Текст] / О. М. Корчажкина // Народное Образование. – 2010. № 6. С.240 – 246
5. Маклюэн, Г. М., Понимание медиа: внешние расширения [Текст] : научно-популярное издание / Г. М. Маклюэн. – М. : «Гиперборея», 2-е изд., 2007. С. 212
6. Осмоловская, И. М., Инновации и педагогическая практика [Текст] / И. М. Осмоловская // Народное Образование. – 2010. № 6. С.182– 188
7. Сапунов, Б., Образование и медиакультура [Текст] / Б. Сапунов // Высшее образование в России.-2004.№ 8. С.27-34 8. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям [Текст] / А.В. Фёдоров // Инновации в образовании. – 2007. № 10. C.75-108.
9. Челышева И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности [Текст]: научно-популярное издание / И. В. Челышева. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.- 184 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: Anastasija (11-Декабря-2010) | Автор: Анастасия Алексеевна Немирич E W
Просмотров: 3438 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: