Пятница, 19-Апреля-2024, 22:01

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР, МЕДИАМИР...

ВОПРОС-ОТВЕТ
ГОРОСКОП
ВИКИПЕДИЯ
Праздники дня

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время уровень усвоения и применения медиаинформационных технологий в обучении и воспитании детей является одним из показателей образовательной состоятельности дошкольного учреждения и фактически элементом его современного имиджа. Современные медиаинформационные технологии при грамотном использовании выводят учебно-воспитательный процесс дошкольного образования на принципиально новый уровень развития, прежде всего в вопросах наглядности, интерактивности и объективности. Умение использовать мультимедийные и интерактивные, цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, умение создавать собственные медиатексты, а главное применять их в своей профессиональной деятельности являются основополагающими приоритетами нового медиаинформационного стиля педагогической деятельности, предполагающего владение адекватным уровнем медиакультуры. Медиакультура– это совокупность её материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, исторически определённой системы их воспроизводства и функционирования в обществе, преумножение социокультурного опыта в области медиа.    Медиакультура педагогического работника дошкольного учреждения подразумевает не только знания и умения работы на компьютере, умение работать с периферийными электронными устройствами: мультимедийным проектором, сканером, интерактивной доской, поисковыми системами Интернета, осуществлять сетевое взаимодействие (сетевое партнёрство педагогических работников ДОУ), создавать собственные web-портфолио, работать с электронными журналами, но и умение рационально организовать работу по использованию этих технологий в учебно-воспитательном процессе. Сообразно с этим, информатизация дошкольного учреждения понимается нами не как простая презентация учебной и воспитательной информации с помощью электронных образовательных ресурсов, а как создание педагогически спроектированной медиаобразовательной среды дошкольного учреждения, подключенной к мировому медиаобразовательному пространству и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности современного дошкольника. Прежде чем перейти к характеристикам медиаобразовательной среды дошкольного учреждения, необходимо обозначить границы понятий «медиаобразовательное пространство» и «медиаобразовательная среда». Для достижения этой цели нам полезно будет обратиться также к определению понятия «образовательное пространство». Итак, начнём с того, что понятие «пространство» рассматривается с разных позиций. Сегодня отсутствует единое понимание сущности и природы образовательного пространства. Как отмечают в работах за 1998-1999 год исследователи Е. А. Ракитина, В. Ю. Лыскова, «пространство» и «среда» являются близкими, но не синонимичными понятиями. Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря о пространстве, данные исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него. Большую роль в уточнении соответствующей терминологии сыграло следующее определение: образовательное пространство - абстрактное понятие, подразумевающее совокупность материальных и информационных объектов (образовательных объектов) и субъектов образования во взаимодействии с которыми происходят образование и развитие личности этого взаимодействия (общения, диалога) логичных смыслов [12, С. 4]. Не маловажное значение для нас представляет позиция М. Я. Виленского и Е.В. Мищеряковой, интерпретирующих категорию «образовательного пространство», как целостную интегративную единицу социума и мирового образовательного пространства, нормативно или стихийно структурированную и имеющую свою систему координат, которая, по их мнению, способствует эффективной профессиональной подготовке педагога[9]. В свою очередь понятие среда/образовательная среда/ медиаобразовательная среда, несмотря на необычайно широкое употребление (а, вероятнее всего, благодаря этому) не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Медиаобразовательное пространство не равнозначно медиаобразовательной среде: существуя в одном и том же медиаобразовательном пространстве, индивид может переходить из одной медиаобразовательной среды в другую, например, при смене профессии, рода занятий, увлечений, перехода на новую ступень обучения. Все эти переходы осуществляются в рамках одного медиаобразовательного пространства. Если медиаобразовательное пространство образуется в результате жизнедеятельности всего человечества и достаточно консервативно к изменениям, то медиаобразовательная среда создается усилиями отдельной группы людей. Исследователи отмечают, что медиаобразовательная среда дошкольного учреждения формируется: педагогическим работником дошкольного образования, педагогическим коллективом дошкольного учреждения, государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов). Медиаобразовательная среда - понятие более узкое, чем медиаобразовательное пространство. Под медиаобразовательной средой чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования. Анализируя различные подходы к вопросу об медиаобразовательной среде, исследователи имеют в виду конкретную среду учебного заведения, так как образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственно-предметных факторов; социальных компонентов; межличностных отношений. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие. Таким образом, под медиаобразовательной средой понимается взаимосвязь конкретных медиаинформационных, материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих воспитательный и образовательный процесс. По нашему мнению, медиаобразовательная среда - это специально организованная среда, направленная на приобретение учащимся определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения. Что же представляет собой медиаобразовательная среда современного дошкольного учреждения? В настоящее время каждое дошкольное учреждение имеет хотя бы один персональный компьютер, как правило, подключенный к глобальной сети Интернет. Однако его использование ограничивается «печатающей машинкой с памятью». Для нас видится целесообразным рассматривать современное дошкольное образовательное учреждение как медиаинформационную систему, его качество функционирования, на наш взгляд, зависит от развития медиаобразовательной среды ДОУ, реализующей цели медиаобразования. Сообразно с этим, обратимся к определению медиаобразования. Сегодня существуют различные взгляды на содержание этого термина. Так, российская педагогическая энциклопедия определяет медиаобразование (media education) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств [5]. В свою очередь, президент Ассоциации медиаобразования и кинопедагогики России А. В. Фёдоров характеризует медиаобразование так: «Медиаобразование (media education) - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета…» [5] . В рекомендациях Юнеско от 2002 года подчёркивается, что медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и образования в течение всей жизни [5]. Согласно вышеперечисленным определениям медиаобразования и нашим ранним исследованиям, результатом непрерывного медиаобразовательного и медиавоспитательного процесса в дошкольном образовании является медиаграмотность детей дошкольного возраста. Относительно педагогических работников дошкольного образования, целью медиаобразовательного процесса является формирование адекватного уровня медиакультуры и становление стойкого медийного менталитета [2]. Мы считаем, что медиаобразовательная среда дошкольного учреждения также способствует формированию медиаинформационного мировоззрения педагогического работника дошкольного образования [3]. Подводя итог вышесказанному, под медиаобразовательной средой дошкольного учреждения мы будем понимать личностно-ориентированную, многоаспектную, целостную медийную реальность, представляющую совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств воспитания, построенных на основе современных медиаинформационных технологий, обеспечивающих сопровождение познавательной деятельности и доступа к медиаобразовательным ресурсам. Мы также склонны считать, что медиаобразовательная среда дошкольного учреждения это такая педагогическая система, в которой реализовано не только содержательное медиаинформационное обеспечение учебно-воспитательного процесса, но учтены и личностные особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагогические работники дошкольного учреждения и дети дошкольного возраста) с электронными образовательными ресурсами. В медиаобразовательной среде дошкольного учреждения осуществляется психолого-педагогическая поддержка процесса личностного развития в процессе диалога с культурой, представленной различными медиаинформационными ресурсами. Всё вышесказанное позволяет нам считать, что медиаобразовательная среда дошкольного учреждения способствует формированию медиакомпетентности педагогических работников, формированию у них адекватного уровня медийной культуры и как следствие медийного менталитета, является обязательным условием формирования медиаграмотности детей дошкольного возраста. Следовательно, медиаобразовательная среда является условием реализации медиаобразовательного и медиавоспитательного процесса в дошкольном учреждении.
 
Литература
 1. Виленский, М. Я. Образовательное пространство как педагогическая категория / М. Я. Виленский, Е. В. Мещерякова // Педагогическое образование и наука. – М., 2002. - С. 8-18.
2. Немирич, А. А. Обучение детей дошкольного возраста медиаграмотности в контексте непрерывного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http // www.media-v-doy.ucoz.ru
3. Немирич, А. А. формирование медиаинформационного мировоззрения педагогических работников дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.media-v-doy.ucoz.ru
4. Слободчиков, В. И. Подходы и проблемы перехода к открытому образовательному пространству [Текст] /В. И. Слободчиков // Переход к Открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления. – Томск, 2003. – С. 3-9.
5. Федоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Инновации в образовании.2007 № 10. С.75-108
Категория: Мои статьи | Добавил: Anastasija (11-Декабря-2010) | Автор: НЕмирич Анастасия Алексеевна
Просмотров: 6003 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: