Четверг, 28-Марта-2024, 15:30

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР, МЕДИАМИР...

ВОПРОС-ОТВЕТ
ГОРОСКОП
ВИКИПЕДИЯ
Праздники дня

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕДИАГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Медиареволюция только начинается.
Экраны становятся всё более и более
важной частью нашей повседневной
жизни. Большие экраны превращают
наши гостиные в домашние кинотеатры, а
маленькие переносные экранчики позволяют
нам делать практически всё что угодно и
где угодно. Всё это конечно замечательно,
но отрицательным моментом является
тот факт, что нам становится трудно
контролировать потребление медиа
нашими детьми.
Оранж Т., Флинн Л.

     Телевидение, информационно-коммуникативные технологии, многочисленные печатные издания – всё то, что сейчас мы называем медиа – часто негативно сказываются на физическом и психическом здоровье современных детей.
       Неслучайно многие психологи убеждены, что повсеместно распространяемые медиаинформационные технологии не являются благом и таят в себе немалые риски. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием компьютерных игр, развлекательных игровых программ, телевидения у дошкольников формируется клиповое мышление, в результате которого снижается уровень критического сознания, происходят изменения в восприятии окружающего мира, в системе морально – этических ценностей, а также в способности к анализу и синтезу информации.
     Психолого-педагогические исследования показывают, что при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных фактов. Эмоциональная сфера ребёнка привыкает к тому, что эти факты как в калейдоскопе, сменяют друг друга и ребёнку постоянно требуются новые впечатления. Очевидно, что в таком стремительном процессе ребёнок становится менее восприимчивым в эмоциональном плане. Обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что ребёнок не может длительное время сосредоточиваться на какой-либо информации и у него снижена способность к её анализу. Клиповое мышление вырабатывается при длительном потреблении «низкосортной, поверхностной» информации в мозаичном и препарированном виде через компьютерные средства и телевидение [16].
      Клиповое мышление часто называют мышлением сиюминутного восприятия. Ребёнку на осмысление какой-либо ситуации даётся 2-3 минуты, и тут же необходимо всё забыть, поскольку начинается новый поток информации. При клиповом мышлении происходит ослабление чувства сопереживания, ответственности; такого вида мышление мешает ребёнку быть целостным, искажает ядро его личности.
     Великий учёный в области психологии Л. С. Выготский охарактеризовал первые два года жизни ребёнка как доречевую стадию развития. После двух лет линия мышления и речи начинают развиваться совместно, наблюдается синергия этих процессов. Многочисленные исследования психологов доказывают, что активное использование телевидения и компьютерных игр и развлекательных программ, которое не контролируется взрослыми и не соответствует требованиям стандартов в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста, будет способствовать смещению психического развития дошкольника в обратном направлении, т.е. в доречевую стадию. Речевое мышление в свою очередь, будет запаздывать в становлении, поскольку при просмотре телепередач и в компьютерных играх ребёнку нет необходимости использовать ни внешнюю, ни внутреннюю речь.
      Таким образом, неконтролируемое потребление некачественной и не соответствующей возрасту медиаинформации препятствует формированию речи и артикуляции, не даёт детям стимулов, необходимых для формирования двигательных навыков и органов чувств. Это может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а значит, пострадают творческие способности и формирующаяся личность.
      Следовательно, возникает необходимость обучать детей дошкольного возраста грамотному общению с современными средствами медиаинформации, умению выделять важную, ценную информацию, распознавать низкосортный информационный материал, быть грамотным в мире медиа. К сожалению, в нашей стране недостаточно уделяется внимания медиаграмотности дошкольников, тогда как, к примеру, в Британской Колумбии, и еще четырех западных провинциях Канады медиаобразование интегрировано в программу детского сада.
   Несмотря на часто критическую оценку обществом влияния телевизионной, кинематографической и печатной продукции, медиаинформационные технологии в современных условиях занимают одно из первых мест по уровню потребления и популярности среди детей дошкольного возраста. Медиа являются комплексным средством освоения окружающего мира, играют огромную роль в воспитании, образовании, культурном развитии наших детей, активно участвуют в процессах управления, в формировании общественного мнения. Современные дошколята довольно активно и уверенно постигают премудрости телевизионной и компьютерной техники, без труда овладевают медийными новшествами, имеют значительный медийный опыт и стойкие медийные предпочтения: любимые мультфильмы, компьютерные игры, журналы, телепередачи [18]. Современный мир по праву называют миром массовых коммуникаций. В современные дошкольные образовательные учреждения вторгаются медиаинформационные и интерактивные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы воспитания и получения знаний, электронные искусства. Дошкольникам приходится сталкиваться с постоянно растущим потоком информации, они испытывают значительные трудности, когда им необходимо проявить поисковые навыки, самостоятельно критически оценить полученную информацию. 
      Поэтому обучение медиаграмотности детей дошкольного возраста должно стать приоритетным направлением в образовательной политике нашего государства. Ведь именно от медиаграмотности современных дошкольников во многом будет зависеть будущее нашей нации.
    Трудно не согласиться с выдающимся основателем современной теории коммуникации, Маршалом Маклюэном, который считал, что для того, чтобы быть грамотным, необходимо быть грамотным в мире медиа. Что же значит быть медиаграмотным и каково место медиаграмотности в системе непрерывного медиаобразовательного процесса? Не претендуя на исчерпывающий анализ вопросов и полноту их рассмотрения, мы делаем попытку в настоящей статье систематизировать такие педагогические категории как медиаграмотность, медиаобразованность, медиакомпетентность, медиакультура; дать определение наивысшей, на наш взгляд, цели медиаобразования - медийному менталитету, обозначить место вышеназванных педагогических категорий в системе непрерывного медиаобразования, определить цели и задачи медиаграмотности в процессе дошкольного образования.
    Прежде чем определить цели, задачи и собственно определение медиаграмотности, для нас видится необходимым обозначить место медиаграмотности в контексте непрерывного медиаобразования. В связи с этим значимой для нас является позиция Б. С. Гершунского, который ставит грамотность на начальную, элементарную ступень в системе конечных результатов образования. Его общепедагогическая схема результатов образования имеет следующий вид: «грамотность – образованность - компетентность – культура – менталитет» [цит. по 5, с. 159]. Эта позиция дала нам основание считать, что если мы применим данную схему для медиаобразовательной деятельности, то получим систему результатов медиаобразования.
   Таким образом, имеем: медиаграмотность - медиаобразованность – медиакомпетентность – медиакультура – медийный менталитет. Данная система, на наш взгляд, даёт нам чёткую картину видения результатов медиаобразовательной деятельности. Предполагается, что поочерёдно от возраста к возрасту доминирование какой-либо стороны желаемого результата в итоге даст нам возможность достигнуть общего целостного результата. Итак, мы приходим к выводу о том, что для каждого компонента вышепредложённой системы медиаобразовательных результатов, необходимо обозначить возрастную группу, на которую будет направлен медиаобразовательный процесс.
   Таким образом, мы находим целесообразным остановиться на обзоре таких категорий как грамотность, образованность, компетентность, культура, менталитет.
    Рассматривая педагогическую категорию грамотности, следует отметить, что в бытовом широко распространенном понимании в самом слове «грамотность есть оттенок элементарности, примитивности, отражение самого простого, начального уровня образования» [цит. по 10, с. 81]. В энциклопедическом словаре под грамотностью подразумевается 1) широком смысле – владение навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка; 2) в узком смысле – умение только читать или читать и писать простейшие тексты; 3) наличие знаний в какой-либо области [2]. Грамотность как педагогическая категория имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений к владению некоторым комплексом общественно-необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку участвовать в социальных процессах. Эти определения позволяют нам полагать, что в дошкольном образовании адекватно использовать термин медиаграмотность, поскольку грамотность, как педагогическая категория, предполагает наличие элементарных умений и навыков, что является характерным для дошкольного образования.
Значимой для нашего исследования стала и модернизация Закона об образовании. Как отметил заместитель министра образования и науки Иван Лобанов: «Закон об образовании может оказаться сенсационным, потому что обсуждаемые изменения касаются образования на всех уровнях» [20]. Согласно нововведениям, дошкольное образование станет уровнем образования. Уровень будет предполагать и документ, подтверждающий дошкольное образование. В настоящее время идет обсуждение того, в каком виде этот уровень будет закреплен документально. Тем не менее, согласно новому законопроекту, дошкольное образование не предполагает требований к итоговой аттестации, никаких тестов и экзаменов дошкольники сдавать не будут.    
    Всё вышесказанное позволяет нам думать, что в дошкольном образовании как на первом уровне образования, адекватно использовать термин медиаграмотность, так как в системе медиаобразования медиаграмотность является также начальным уровнем.
    Следующая категория, которую мы рассмотрим - это образованность. Т. Ф. Ефремова определяет образованность как «1) уровень образования как совокупности знаний, полученных в процессе обучения; 2) просвещённость, культура» [8]. Интересным нам кажется значение, которое придаёт образованности А. В. Добровольский: «…высшая цель образованности — помочь увидеть четкую, правильную картину мира, озаренную светом знания. Понятие «образованный» означает культурный, воспитанный, умеющий себя вести человек» [цит. по 6, с. 59]. Принимая во внимание определение, предложенное Т. Ф. Ефремовой, согласно которой образованность является совокупностью знаний, а также полагаясь на рассуждения А. В. Добровольского, мы можем сделать вывод о том, что формировать медиаобразованность как результат медиаобразования целесообразно в младшем школьном и подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются фундаментальные знания, умения, навыки, по окончании основной школы учащиеся получают Аттестат основной общеобразовательной школы, что говорит о наличии у них определённого уровня образованности.
    Далее, рассмотрев грамотность и образованность, мы перейдём к определению значений компетентности, культуры и менталитета в контексте непрерывного медиаобразования.
    Современный толковый словарь даёт следующие значение компетентности: «компетентный – 1) значит, обладающий основательными знаниями; 2) хорошо осведомлённый в какой-либо области; 3) основанный на знании дела, опыте» [7]. Для нас в этих определениях особенно важно то, что компетентность характеризуется как совокупность определённых знаний, основанных на опыте, что соответствует уровню образования выпускников школ и студентов начальных курсов. В свою очередь современная электронная энциклопедия даёт следующие определения компетенции: «1) психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением; 2) выраженная способность применять свои знания и умения; 3) способность человека справляться с решением разнообразных задач, как стандартных, так и нестандартных, как в пределах, так и на границах его компетенции или области ответственности» [17].      
    Рассматриваемые значения дают нам основание считать, что компетентность как качество личности необходимо формировать на старшей ступени обучения школы и продолжать развивать на первых трёх курсах высшего профессионального образования.
    На завершающем этапе нашего исследования, мы рассмотрим педагогические категории культуры и менталитета. С. И. Ожегов определяет культуру 1) как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2) то же, что и культурность, то есть находящееся на высоком уровне культуры, соответствующее ему; 3) разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного; 4) высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие умения [9].
    Исходя из вышеприведенных определений культуры, медиакультура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме. По отношению к аудитории медиакультура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатексты, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа [8]. В этом определении важными для нас представляются следующие характеристики: «высокий уровень», «высокое развитие», «духовные и общественные достижения». Прежде чем обозначить конкретную возрастную группу, для которой формирование культуры будет адекватно, рассмотрим определение менталитета. В философском энциклопедическом словаре менталитет характеризуется следующими словами: «менталитет (ментальность, от лат. mentalis – умственный) – образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе» [15].  
    Сообразно с этим, нам представляется возможным считать, что медиакультура и медийный менталитет формируются на последних курсах высших учебных заведений, продолжают формироваться в послевузовском профессиональном образовании (аспирантуре, докторантуре), а также в профессиональной деятельности.
    Таким образом, результаты вышеприведенного анализа педагогических категорий грамотности, образованности, компетентности, культуры и менталитета в контексте непрерывного медиаобразования мы можем представить в виде следующей ступенчатой схемы:
Медиаобразование
(автор заблокировал просмотр схемы)

    Применительно к дошкольному возрасту, мы говорим не о медиакомпетентности, не о медиаобразованности, не о медиакультуре, а именно о медиаграмотности дошкольников, то есть грамотности в области медиа. Прежде чем перейти к рассмотрению категории медиаграмотности, дадим определение для каждого компонента вышепредложенной системы.
    Согласно нашей схеме результатов медиаобразования, формировать медиаобразованность необходимо на начальной (1- 4 классы) и средней ступени (5 - 9 классы) обучения в школе. Мы считаем, что медиаобразованность есть творческое применение полученных знаний и умений, дополненное опытом эмоционально – ценностного отношения к действительности, направленное на познание и преобразование медиаинформационных объектов.
    В определении медиакомпетентности мы придерживаемся точки зрения А. В. Фёдорова, который в своих трудах указывает на то, что «медиакомпетентность более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать процессы функционирования медиа в социуме» [12]. Мы также склонны полагать, что медиакомпетентность это осмысленное овладение теоретическими знаниями, способами мышления, нравственными нормами, которые позволяют реализовать себя в мире медиаинформации.
     Эти определения позволяют нам думать, что медиаобразовательный процесс, направленный на достижение целей медиакомпетентности, имеет место на старшей ступени обучения в школе. Необходимо добавить, что глубина восприятия мира как единой системы разнообразных факторов и глобальных позиций в свете проблем настоящего и будущего человечества учащихся 10-11 классов, а также студентов начальных курсов обучения имеет общие тенденции развития. Поэтому мы считаем, что формировать медиакомпетентность продолжают и на уровне высшего профессионального образования на I - III курсах обучения.
     Следующие педагогические категории в нашей схеме медиаобразовательных результатов - медиакультура и медийный менталитет. Медиакультура личности – это совокупность её материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, исторически определённой системы их воспроизводства и функционирования в обществе, преумножение социокультурного опыта в области медиа.   
    Согласно вышепредложенной схеме, медийный менталитет является его наивысшей целью. Медийный менталитет (медиа менталитет) включает в себя устойчивые, глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения, которые придают личности свойство уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к медиаинформации, способностью к всесторонней самореализации в ментальном и духовном пространстве. Медиакультура и медийный менталитет формируются на последних курсах высших учебных заведений и продолжают формироваться в послевузовском профессиональном образовании, а также в профессиональной деятельности.
    Итак, нами была предпринята попытка систематизировать результаты медиаобразовательного процесса, представив их в адекватной, на наш взгляд, схеме. Принимая во внимания новизну явления, отсутствие работ, направленных на изучение медиаобразовательного процесса в дошкольном образовании, а также чёткой структуры результатов медиаобразовательной деятельности, наше исследование не претендует на исчерпывающее описание и результаты, представленные в нём, не являются окончательными. Нами планируется дальнейшее исследование процесса медиаграмотности детей дошкольного возраста в проблемном поле медиаобразования как многофункциональной, междисциплинарной сферы педагогической деятельности. Полагаем, что разработка данного направления обогатит теорию и практику медиаобразования новыми знаниями, теоретическими умозаключениями и концепциями.
    Таким образом, рассмотрев систему медиаобразовательных результатов, обратимся к определению медиаграмотности. Сегодня существует много трактовок этого понятия. Также следует признать его сложность и многогранность. В этом смысле мы полностью согласны с позицией специалиста в области медиапедагогики Дафны Лемиш (Израиль), которая утверждает, что «все определения медиаграмотности являются либо дополнениями друг друга, либо говорят о том же самом» [цит. по 12, с. 99]. Несмотря на множество вариаций и дополнений, попробуем вывести определение медиаграмотности относительно дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели, мы остановимся на определении А. В. Федорова, президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, а также возьмём за основу определение информационной грамотности, выработанное Международной ассоциацией школьных библиотек.
   Согласно определению А. В. Фёдорова «медиаграмотность - результат медиаобразования, изучения медиа. Медиаграмотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, к пониманию их социокультурного и политического контекста» [12, с. 97]. Исходя из определения информационной грамотности, сформулированное Международной ассоциацией школьных библиотек, мы, в свою очередь, руководствуясь знанием того, что информационная грамотность есть грамотность оперирования любой информацией, включая медийную, а также ориентируясь на определение А. В. Фёдорова, выведем определение медиаграмотности относительно дошкольного возраста.
    Итак, мы полагаем, что медиаграмотность есть результат медиаобразования, это умение формулировать медиаинформационную потребность, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать смысловые итоги поиска и представлять их в виде нового медиаинформационного продукта своей точки зрения. В этом определении есть два, на наш взгляд важных, момента. Во-первых, это умение формулировать медийную потребность, понимать, что именно нужно и важно. Говоря на языке современных педагогических методик - уметь правильно определять границы знания / незнания. Во-вторых, это умение интерпретировать медиаинформацию, делать соответствующие выводы, внятно формулировать смысловые итоги медиаинформационного поиска.
     Подводя итог вышесказанному, мы считаем, что медиаграмотность является результатом непрерывного медиаобразовательного и медиавоспитательного процесса в дошкольном образовании. В заключении следует отметить, что обучение медиаграмотности детей дошкольного возраста – процесс длительный и сложный. Он включает в себя различные факторы: атмосферу в семье, общение с родителями и близкими, их отношение к роли медиатехнологий (семейная медиаграмотность), отношения в детском саду и влияние извне (уличное).   
    Таким образом, необходимо целенаправленное обучение медиаграмотности детей дошкольного возраста, сотрудничество семьи и дошкольного учреждения, их медийный союз как залога дальнейшего становления личности – имеющей адекватный уровень медиаобразованности, медиакомпетентной, обладающей сформированной медиакультурой и стойким медийным менталитетом.
 

Библиографический список

1. Березина, В. А. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса [Текст] / В. А. Березина, А. В. Баранников // Воспитание школьников. – 2009. - № 7. – С. 2-5.
2. Грамотность // Толковый словарь [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- Режим доступа: http: // www. talkslovar. ru /g.1825.html
3. Громова, О. Информационная культура школьников: проблемы и поиск решений [Текст] / О. Громова // Народное Образование. – 2010. № 6. С.199 – 206
4. Дейкина, А.Ю. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе медиаобразования [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Ю. Дейкина. – Барнаул, 2010. – 23 с.
5. Ермаков, Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся [Текст] / Д. Ермаков // Народное образование.-2010. № 6. С.158-163
6. Калач, Е. В. Медиаобразование в системе сотрудничества высшей и общеобразовательной школы [Текст] / Е. В. Калач // Преемственность обучения в системе школа-вуз: формы и пути развития творческой активности учащихся: тезисы региональной научно-практической конференции. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2007. – С. 59-61.
7. Компетентный // Толковый словарь [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- Режим доступа: http: // www. talkslovar. ru / k.1567.html
8. Менталитет // Толковый словарь [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- Режим доступа: http: // www. talkslovar. ru / m.3881.html
9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой.- 16-е изд., испр.- М. : Рус. яз.,1984. – 797 с.
10. Образованность // Толковый словарь [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- Режим доступа: http: // www. talkslovar. ru / o.1725.html
11. Сальный, Р. В. Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Р. В. Сальный. – Ростов - на - Дону, 2010. – 20 с.
12. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям [Текст] / А.В. Фёдоров // Инновации в образовании. – 2007. № 10. C.75-108.
13. Фёдоров, А. В. Права ребёнка и проблема насилия на российском экране [Текст] : научное издание / А.В. Фёдоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 414 с.
14. Федоров, А. В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы [Текст] / А.В. Фёдоров //Молодежь и общество.2007. №2. С.112-135
15. Философский энциклопедический словарь / Редкол. : С. С. Аверинцев, Э. А. Араб - Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др. – 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – 815 с.
16. Хомский, Н. П. Язык и мышление [Текст] : учеб. пособие / Н. П. Хомский. - М. : Изд-во МГУ, 1972. – 256 с.
17. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – М. : Большая Российская энциклопедия. 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
18. Челышева И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности [Текст]: научно-популярное издание / И. В. Челышева. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.- 184 с.
19. Шариков, А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт [Текст] : учеб. пособие / А. В. Шариков. – М. : Изд-во Академия педагогических наук, 1990. – С. 50 – 51
20. «Вести.Ru»: Систему образования ждут сенсационные изменения [Электронный ресурс] / «Вести.Ru». Режим доступа - http: // www. news.mail. ru / politics/4589013 (13 окт. 2010)
Категория: Мои статьи | Добавил: Anastasija (24-Ноября-2010) | Автор: Анастасия Немирич E W
Просмотров: 5177 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: